«Как бы тяжело ни было, людей все равно нужно поддерживать»

23.11.2015

«Как бы тяжело ни было, людей все равно нужно поддерживать»

«Как бы тяжело ни было, людей все равно нужно поддерживать»

Кофейни «Больше кофе», «Кофе на кухне» и «Знакомьтесь, Джо» уже больше трех лет поддерживают «Ночлежку». Почему стоит помогать профессиональным благотворительным организациям, как бизнес относится к их просьбам, чем семейное заведение отличается от сетевых проектов и есть ли у благотворительных проектов надежда пережить кризис, размышляет Николай Готко,  основатель и совладелец петербургских кофеен.


- Как началась ваша дружба с «Ночлежкой», и каким образом ваши заведения помогают организации?

- «Ночлежка» такая, наверное, громкая благотворительная организация, что я и не помню, откуда и как давно знаю про нее. Это точно было до  того, как вы обратились к нам с просьбой о помощи: по вашим благотворительным концертам, видел в заведениях у друзей ваши копилки.

Мы поддерживаем «Ночлежку» три с половиной года, начав сотрудничать почти сразу, как только открыли первую кофейню. К нам обратился сотрудник организации с просьбой установить у нас ваши копилки. Мы даже не особо обсуждали, соглашаться или нет, потому что считаем: чтобы изменить мир к лучшему, каждый человек должен делать что-то социально полезное.

Во всех наших кофейнях посетители кладут деньги в копилки «Ночлежки». И наши сотрудники тоже, и я всегда кладу сдачу, когда покупаю кофе.


- Вы покупаете кофе в своих заведениях?!

- Да, у нас такая политика, потому что в стоимости каждого напитка есть труд многих сотрудников: начиная от того, кто обжаривал зерна, до того, кто его сварил.

А еще, поддерживая «Ночлежку», мы участвуем в вашей кофейной акции «Эспресс-помощь». Но честно скажу, мы всегда добавляем к собранной в день акции сумме еще столько же, из средств заведения.


- Большое спасибо вам за это! А как ваши сотрудники относятся к тому, что вы поддерживаете бездомных людей? В обществе непростое и неоднозначное отношение к этой категории нуждающихся людей.

- Все ребята, которые у нас работают – это наши единомышленники, которые по поводу таких серьезных вещей думают так же, как и мы. Как они могут относиться к тому, что мы помогаем «Ночлежке»? Все поддерживают, никто не кричал «давайте не будем помогать бездомным, давайте помогать детям».


- Это здорово! Потому что очень часто люди недоумевают, зачем помогать бездомным. Рассуждают в духе: «они взрослые люди, значит, сами виноваты, все пропили, незачем их поддерживать, я вот тоже взрослый человек, а мне никто не помогает». Бывает очень непросто объяснить, что жизненные ситуации, как и сами люди, бывает очень разными.

- Да, с бездомными положение очень непростое. На личном примере могу сказать: когда у меня человек на улице просит деньги, я не даю. Единственное исключение – бабушки и дедушки, тут я не могу устоять. Я не знаю, может быть, кто-то из них на самом деле прекрасно живет и так мошенничает, но это критичный для меня вопрос.

«Ночлежка» – исключение. Мы доверяем организации, мы видим все отчеты, результаты работы, поэтому у нас ни разу не возникло ощущения, что наша помощь уходит впустую, ни разу не возникло сомнений.


- Мы, кстати, не советуем давать деньги нуждающимся на улице – даже если человек изначально и правда просил на еду, у него появляется большой соблазн выпить. Чтобы алкоголь как-то притупил внутреннюю боль, чувство собственной ненужности. Если есть время, лучше вместе с человеком зайти в магазин и купить ему еды. А еще важно рассказать про «Ночлежку», про возможность получить помощь специалистов.

И даже небольшое пожертвование, пару рублей, лучше пожертвовать профессиональным организациям, которые могут сложить эти маленькие суммы от многих людей – и помочь человеку качественно изменить свою жизнь. Например, восстановить документы, устроиться на работу – и не иметь нужды в попрошайничестве. А так единичное пожертвование не поможет человеку выбраться с улицы и никак не улучшит его положение.

- Это правда. Я за то, чтобы была организация, которая оказывает профессиональную и системную помощь тем, кто хочет выкарабкаться, по каким бы причинам человек ни оказался на улице. Люди, действительно, во многом слабы, и можно рубить с плеча и говорить «сам виноват», ставить на человеке крест. А можно помочь ему в беде и не дать провалиться глубже.

Безусловно, для этого человек должен стараться, за него при всем желании нельзя ничего сделать. Вся финансовая помощь должна быть направлена на то, чтобы поддержать человека в его реальных стараниях.

В «Ночлежке» в этом плане все грамотно, все продумано. Конечно, есть люди, которых устраивает бездомная жизнь, но нельзя же с этими меркам ко всем подходить.


- Да, у «Ночлежки» есть гуманитарные проекты, помощь которых не зависит от степени мотивации человека: на стоянках «Ночного автобуса» накормят любого, а в пунктах обогрева найти теплый и безопасный кров зимой может каждый. Но если речь идет о более сложной помощи, социально-правовом сопровождении, в нашей консультационной службу и в приюте, без вовлеченности самого человека ничего не поделать.

К сожалению, чем больше времени человек проводит на улице, тем больше угасает его мотивация. И обвинять в этом людей сложно, когда каждый день им приходится бороться за свою жизнь, искать кров, еду, возможность помыться и даже сходить в туалет. В таких условиях люди очень быстро теряет к себе уважение, перестают осознаваться свою ценность.

- Да, это очень непросто. И вот мы просто к помощи людям сопричастны, главную работу делаете вы, «Ночлежка». Мы рады, что прикладываем к этому руку, что кто-то с нашей маленькой помощью может выбраться с улицы.

Мне кажется, что у людей, которые выкарабкиваются, больше страсти к жизни. Потому что они знают, где дно, и они не хотят туда возвращаться. И такие люди, по-моему, бывают более добрыми, чем те, кто не познал нужды.


- Как вы думаете, бизнес может помогать благотворительности только с какого-то момента своего развития? Или это не зависит от размеров и доходов компании?

- Не зависит, ведь каждый помогает по мере своих возможностей. Так что бизнес может поддерживать благотворительные проекты с любого момента, если мы не говорим о конкретных фиксированных суммах, конечно. Участие всегда может быть посильным, и оно не зависит не от размеров компании, не от того, чем занимается бизнес.


- А с точки зрения предпринимателя, как вы считаете,  благотворительным организациям стоит самим предлагать бизнесу поддерживать их? Это не раздражает?

- Это неплохой шаг. Вот когда мы только собрались открывать первую кофейню, мы обсуждали с ребятами, что хотим что-то отдавать. Мы думали, немножко разовьёмся, будем раз в месяц ездить в детдома, покупать сладости, вещи, игрушки. Но «Ночлежка» обратилась к нам с просьбой установить свои копилки почти сразу. Возможно, мы сами собирались бы еще долго найти благотворительный проект для поддержки. Это как долго-долго собираться начать ходить в фитнес-клуб. Так что это правильно, когда благотворительные организации сами обращаются за помощью к бизнесу – и таким образом немного подталкивают людей делать добрые дела.

Никто ведь никого не заставляет. Если у компании нет возможности помогать, ее сотрудники так сразу и скажут.


- У вас семейный бизнес (кофейнями Николай владеет вместе со своей женой Зоей и семьей партнера Николая Яланского). Эта семейность как-то влияет на философию ваших заведений по отношению к сотрудникам и клиентам?

- Исторически мы начали делать все вчетвером, двумя семьями. А сейчас у нас есть большая команда, которая уже как разросшаяся семья, как целая община.

Главное отличие семейного проекта от сетевого – люди организуют его как свое основное дело, это и работа, и что-то важное для души. У нас не стоит задача зарабатывать миллионы, чтобы покупать пароходы, самолеты. И от этого выигрывает общество: мы занимаемся любимым делом, заодно развивая культуру потребления кофе.

Те деньги, которые мы зарабатываем, позволяют функционировать и развиваться нашим кофейням, они обеспечивают жизнь наших семей в достаточно скромных рамках.

За нами не стоит никаких инвесторов, главная задача которых – зарабатывать деньги. Это обязательно сказывается на стоимости товаров для потребителя, потому что мы в своей любимой кофейне сами хотим держать соотношение «цена-качество», потому что это важно для гостей и для нас самих.


- Как вы думаете, что будет с благотворительной сферой в непростые экономические времена? Ведь сократятся и частные, и корпоративные пожертвования.

- Вряд ли на благотворительности экономическая ситуация скажется положительно: когда ты начинаешь получать меньше, ты можешь меньше отдавать, потому что в первую очередь ты думаешь о том, чтобы накормить свою семью и своих детей. Чем лучше живет общество, тем легче делиться.

И в то же время, из-за кризиса на улицах появится больше бездомных людей. Так что, как бы тяжело ни было, людей все равно нужно поддерживать. Мы вот, несмотря ни на что, будем помогать «Ночлежке», исходя из наших возможностей.