«Человек человеку – друг, товарищ и брат»

25.07.2013

«Человек человеку – друг, товарищ и брат»

«Человек человеку – друг, товарищ и брат»

Олег Солдаткин, генеральный директор ООО «Сторк», уже не первый год помогает «Ночлежке». В этом году он взял на себя выплату зарплаты водителя «Ночного автобуса» — проекта мобильной помощи нуждающимся людям. 


Почему он помогает бездомным людям, из-за чего российским бизнесменам проще поддерживать благотворительные организации лично, а не от лица компании, и как кризис может положительно повлиять на людей, рассказывает Олег Солдаткин.


– Как вы узнали о «Ночлежке» и начали помогать организации?


– Года три-четыре назад случайно на «Фонтанке.ру» увидел крик о помощи: «Ночлежке» не хватало денег на работу Пункта обогрева. Я решил помочь организации и первый раз перечислил ей деньги.


– Почему вы решили поддержать бездомных людей, относительно которых в обществе бытует мнение, что они сами виноваты в том положении, в котором оказались?


– Бездомные люди, даже пусть и совсем опустившиеся, – это же все равно люди. Русская пословица гласит: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся», а с младых ногтей мое поколение учили, что человек человеку – друг, товарищ и брат.


– Как вы считаете, люди с возрастом приходят к осознанию того, что поддержать человека в беде – это естественно?


 – Я думаю, до помощи другим людям каждый доходит в свое время. Наверное, это идет не только от воспитания, полученного и в семье, и в обществе, но и от каких-то личностных характеристик каждого человека. 


Посмотрите на персонал и волонтеров «Ночлежки» – это же сплошь молодые люди! Им не надо было состариться, чтобы понять – людям надо помогать. Я вырос в советское время, когда были сформулированы четкие лозунги насчет того, что помогать другому человеку – это нормально. Тогда в обществе был некий моральный фундамент. Когда у человека нет ориентиров, он начинает плутать. И установка «кто больше заработает» далеко не всегда ведет к улучшению в жизни общества.


Кризис стал хорошим поводом посмотреть не только вперед и вверх, но и вниз и по сторонам. Остановиться и оглянуться. Подумать и взвесить. Очень интересно в китайской письменности изображается иероглиф «кризис» – он состоит из двух отдельных: первый переводится как «опасность», второй – «благоприятная возможность». Значит, в кризисе можно и нужно найти много полезного – надо только приложить некоторое количество усилий.


– Вы помогаете «Ночлежке» лично или от лица компании?


– Помогать от своего лица проще: никому ничего не надо объяснять и тем более доказывать, с чем сталкиваются представители бизнеса, которые занимаются благотворительностью.


– А как же крупные компании, которые имеют собственные глобальные программы корпоративной социальной ответственности?


– Никогда не работал в крупной компании с глобальными программами.  Скорее всего, мы просто не знаем, сколько хороших и нужных дел делают крупные компании и огульно обвиняем их в их глобальности и оторванности от нашей, земной жизни. 


– В этом году вы приняли решение платить зарплату водителя «Ночного автобуса» «Ночлежки». Благотворительным организациям труднее всего найти деньги именно на зарплату сотрудников, поскольку обычно до общества трудно донести мысль, что на регулярной основе профессиональную работу невозможно получать от волонтеров. Почему вы согласились на такую, в общем-то, непопулярную меру?


– За годы сотрудничества с «Ночлежкой» у нас сложились добрые отношения с организацией и конкретно с Андреем Чапаевым, координатором этого проекта. Я получаю достаточно информации и знакомлюсь с отчетностью «Ночлежки», я представляю, чем и как она живет. Поэтому я знаю, что эти деньги пойдут на нужное дело. Волонтеры – это очень хорошо, а без сотрудников не может существовать ни одна организация. Есть работа, которую можно и нужно доверять только профи.


– Когда «Ночлежка» собирала деньги на покупку нового «Ночного автобуса», вы пожертвовали значительную сумму. Какие моменты в общении с организацией стали для вас ключевыми, чтобы вы приняли такое решение?


– Сотрудники организации донесли до меня информацию о тех трудностях, с которыми они столкнулись, – у них была настоящая трагедия: после того, как на части рассыпался древний-древний автобус, а старый-старый автобус уже давно дышал на ладан, деньги на новую машину  собирались с большим скрипом, на протяжении чуть ли не нескольких лет… Короче говоря, больно было смотреть. И грустно понимать, что для доброго дела теперь надо скрести по сусекам души.


– Как вы считаете, общественные организации или государство должно решать проблему бездомности?


– Нет такого государства, которое бы решило эту проблему: насколько успешны развитые государства мира, но ведь и там есть люди, не имеющие дома, работы, пристанища. Я не думаю, что государство способно решить проблему бездомности, но оно может хоть как-то облегчить жизнь этих людей: обеспечить временной крышей над головой, решить вопрос питания и организации мест, где бездомные могут привести себя в относительный порядок и может даже чем-то себя занять, принося хоть какую-то пользу обществу, которое их не отринуло и не поставило на них крест.